МКОУ ХМР ООШ д. Белогорье
д. Белогорье, Ханты-Мансийский район
  • Профессиональная ориентация обучающихся

    Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной. работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

    Цели школьной профориентационной работы

    Формирование у детей готовности к труду.

    Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.

    Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

    Задачи школьной профориентационной работы

    • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
    • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
    • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
    • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
    • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

    Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

    Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

    Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

    Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

    Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

    Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

    Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

    Проект «Будущий профессионал»

    По инициативе Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработан профориентационный проект «Будущий профессионал» (далее – Проект, Дептруда и занятости Югры) и утвержден распоряжением Дептруда и занятости Югры от 04.08.2021 № 17-Р-214. Финансовое обеспечение проекта осуществляется за счет средств, предусмотренных государственной программой Югры «Поддержка занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 октября 2021 года № 472-п (далее – автономный округ).
    Проект реализуется на территории автономного округа в период с 2021 по 2024 годы. Участниками Проекта являются учащиеся 8-10 классов, а также педагоги образовательных организаций. Количественный охват планируется 40 000 учащихся.
    Цель Проекта – создание системы действенной профессиональной ориентации учащихся образовательных организаций Югры, способствующей формированию их профессионального, личностного и социального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, с учетом социокультурной и экономической ситуации, потребностей и тенденций рынка труда, а также формированию надпрофессиональных навыков.
    Реализация профориентационного проекта для несовершеннолетних граждан позволит модернизировать профориентационную работу, внедрить в образовательные организации новые формы работы, программы, ориентированные на выбор перспективных профессий.

    Проект апробирован в 2021 году с участием Югорского государственного университета на четырех пилотных площадках – Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске для 8 тысяч учащихся 8 – 10 классов и педагогов. В рамках проекта обучено 20 педагогов-методистов, что позволило внедрить технологию глубинной профориентации в образовательные организации автономного округа. Проект получил положительную оценку среди школьников и преподавателей по итогам опроса.
    В 2022 году Проект реализуется с участием Сургутского государственного университета для 14 тысяч учащихся 9-10 классов из 18 муниципальных образований автономного округа. В рамках проекта проводятся диагностика учащихся на базе профориентационной платформе, тренинги «Дизайнер профессий будущего», построение индивидуальной траектории профессионального развития учащегося, для ребят предоставляются списки профессий с опорой на «Атлас новых профессий» и рекомендации по выбору учебного заведения.
    С сентября 2023 году Проект реализуется поэтапно:
    Первый этап: «Дополнительное профессиональное образование педагогических работников». Обучение классных руководителей, педагогов-психологов, работников центров занятости, иных педагогических работников по программе дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в объеме не менее 36 часов. Цель – подготовка педагогических работников сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
    Второй этап:  «Информирование обучающихся и родителей с рынком труда, современными профессиями, особенностями выбора образовательных программ и организаций». Курс для обучающихся и их родителей, направлен на знакомство с современным рынком труда, актуальными профессиями, особенностями профессионального выбора. Задачи курса: 1) Знакомство обучающихся с отраслями экономики, особенностями выбора профессий; 2) Мотивация к построению траектории выбора своей будущей профессии. Курс реализуется на платформе https://surgu.distant.global/. По итогам прохождения курса формируется мотивация обучающихся к участию в тренинге «Дизайнер профессий будущего».
    Третий этап: «Комплексное тестирование обучающихся». Комплексное тестирование обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений. Платформа тестирования: Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (по согласованию). Профориентационное тестирование включает в себя построение индивидуальной траектории профессионального развития на основе интересов, способностей, особенностей личности и особенностей надпрофессиональных компетенций. Профориентационное тестирование проводится в целях получения следующего результата: 

    • выявления способностей, навыков и профессиональных ролей ребенка;
    • определения направления развития, рекомендуемого профиля обучения и потенциальной сферы деятельности;
    • выявления уровня развития надпрофессиональных навыков - коммуникации, сетевой грамотности, умения систематически мыслить, уровня критического мышления и др.;
    • выявления возможной профессиональной роли ребёнка в команде: аналитик, лидер, креатор, продюсер и другие.

    Четвертый этап: «Профориентационный тренинг». Тема тренинга: Дизайн профессий будущего.
    1) знакомство с современными профессиями по выбору обучающегося с учетом списка рекомендованных профессий, на онлайн платформе;
    2) введение в тему профориентационного выбора; знакомство с ошибками профориентации; знакомство со структурой эффективного профессионального выбора: «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»;
    3) проработка блоков «МОГУ/НАДО»; сопоставление способностей и умений с профессиями; проработка личных потенциальных ресурсов для рынка труда; изучение тенденций развития общества и прогнозирование актуальных профессий будущего; анализ полученного опыта;
    4) проработка блока «ХОЧУ»; определение критериев выбора профессии мечты; освоение метода выбора профессий на основе критериев;
    5) заполнение участниками презентации «Моя профессия будущего» (построение индивидуальной траектории развития). 
    Тренинг проводится в смешанном формате: блок 1 – в формате онлайн, блоки 2-4 – очно. Результаты тренинга:

    • освоение технологии принятия профориентационного решения;
    • улучшение понимания своих интересов, личностных особенностей и способностей в контексте профессионального самоопределения;
    • развитие у обучающихся системного, креативного и критического мышления, а также навыков социального взаимодействия и презентаций;
    • формулирование значимых критериев выбора профессии в контексте образа желаемого будущего;
    • расширение представлений о подходящих профессиях;
    • понимание возможных вариантов личной образовательной стратегии

    В результате тренинга школьники должны получить:

    • результаты теста с расшифровкой;
    • бланк с 10-15 вариантами подходящих профессий;
    • навыки XXI века: планирование, работа в команде, критическое и креативное мышление, презентация проектов;
    • ясную цель и мотивацию учить.

    Пятый этап: «Профориентационный конкурс «Будущий профессионал». Конкурс проводится на муниципальном и региональном уровне. Организатор конкурса на муниципальном уровне – организация профессионального образования, на региональном уровне – региональный оператор проекта. Конкурс организуется на основании единого Положения о его проведении. Предмет конкурса – защита презентаций профессии будущего, разработанных по итогам профориентационного тренинга
    Ожидаемые эффекты по завершению Проекта:

    • увеличение количества обучающихся, охваченных профориентационными программами и социальными практиками;
    • рост количества обучающихся в учреждениях профессионального образования по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
    • снижение доли выпускников учреждений профессионального и высшего образования автономного округа, не трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение года после выпуска;
    • обеспечение автономного округа квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями регионального рынка труда.

    На базе МКОУ ХМР «ООШ д. Белогорье»" проект состоит из нескольких этапов:

      1.  Сентябрь-октябрь: комплексное тестирование обучающихся по методике «Профориентатор» на платформе Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Московского государственного университета.

    Тестирование проводится для 2 учащихся 9 классов, по результатам каждый школьник получает список подходящих профессиональных направлений, подробнее узнает об особенностях интересующих его профессий, а также получает рекомендации по образовательно-профориентационной траектории развития.

      1. Октябрь-ноябрь: тренинг «Дизайн профессии будущего». Подготовка презентации «Моя профессия будущего».
    Тренинг проводится с целью повышения степени готовности к профессиональному самоопределению.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie